| |||
Алексей Елагинъ — особое явление на современной сцене. На его концертах царят высокий дух и атмосфера благоговения. Он избрал свой путь. Это путь — возвращение к классике, к духовности, к образу истинно мужественного героя. В принципе подбора репертуара объединяется многое: широта певческого диапазона, требовательность к уровню музыки и поэтического слова. Здесь видится сознательный творческий поступок, принципиальная попытка ответа на духовные запросы времени. Исполнение Алексеем Елагиным «популярных» русских песен и «запетых» романсов воспринимается как откровение. Он увидел новое там, где его не смогли или не захотели увидеть другие. В его исполнении классика предстает вовсе не академичной, не тяжеловесной, не оторванной от жизни, а удивительно свежей и близкой. Оказалось, что ее внутренние мотивы, пафос добра и красоты, идея отражения возвышенных представлений о человеке, под знаком которой складывалось классическое искусство, не утеряли своей жизненности и сегодня. Когда он исполняет старинные романсы, чувствуешь, насколько все это близко и дорого русскому человеку. Это «одна, заветная» звезда. Эти давно отцветшие хризантемы. Эти воспоминания минувших дней. Этот восторг, и отчаяние, и тоска. Эта страстная решимость и светлая печаль. Жажда возвышенного страдания, с какой он поет «Очи черные». Это то, что звучит в каждом, это бытовая основа русской оперы и русского балета. Слушая хорошо знакомые песни и романсы в исполнении Алексея Елагина, мы смогли по-новому ощутить их эстетические достоинства и этические ценности. Алексей Елагинъ — среди тех, кто возвращает сцене приоритет человеческого голоса, ведущее значение мелодии в выражении музыкальной мысли. Его голос становится средством создания образцов, не привнесенных в песню, а родившихся из самой ее музыкально-поэтической сути. Голос Алексея Елагина уникален по красоте тембра, диапазона, мощи, гибкости, полетности. Широта дыхания и распева, эмоциональные перепады и взрывы темперамента, неожиданные переходы от форте к пиано, волнообразное ведение звука, вызывающее ощущение взволнованности, едва слышные, длящиеся замирания голоса на последних нотах, напомнившие четыре точки в конце стихотворных строк Аполлона Григорьева, построение песни как бы на смене планов, придающей ей объемность — это отнюдь не полное перечисление особенностей исполнительской манеры Алексея Елагина. При модной экспрессии и величественности в пении Алексей Елагина присутствует то, что всегда ценилось народом — искренность, естественность, непроизвольность, человеческая теплота. Мы воспринимаем его творчество как торжество национальной песенной стихии на современной сцене. Слушая Алексея Елагина, мы вновь убеждаемся в том, что певцом нужно родиться. И в том, что главное для песни — душа исполнителя, его собственное отношение к миру, людям и музыке.
|